Услуги
Регистрируйте услуги как сервисные предложения, которые вы готовы предоставить потребителям, в Портфеле услуг, и публикуйте в Каталоге услуг. Сервисное предложение может быть основано на одном или нескольких продуктах.
Существует несколько типов сервисных предложений:
- Передача экземпляра продукта потребителю. Товары переходят в пользование непосредственно от поставщика к потребителю, и потребитель несет ответственность за последующее использование полученных товаров.
- Доступ к ресурсам, который предоставляется потребителю на определенных условиях. Поставщик продолжает распоряжаться ресурсами, которые доступны потребителю только в течение периода, определенного в соглашении.
- Сервисное действие, которое осуществляет поставщик, чтобы удовлетворить потребности потребителя (например, техническая поддержка). Действие производится поставщиком на основе соглашения с потребителем.
Вы можете создать несколько сервисных предложений разных типов на основе одного продукта, чтобы удовлетворить потребности разных групп потребителей.
Сервисные отношения между поставщиком услуг и потребителем возникают в тот момент, когда потребители выбирают сервисные предложения в Каталоге услуг.
Чтобы определить сервисные отношения между поставщиком услуг и потребителем, услугу необходимо дополнить соглашением, в котором будет зафиксирован потребитель услуги (клиент, спонсор, пользователь), опционально вы также можете добавить связанный контракт.
Схема ниже иллюстрирует процесс получения услуг:

Требуемая роль: service_catalog_manager.
Создание новой услуги
Чтобы создать сервисное предложение и определить его с помощью описаний, соглашений об уровне обслуживания (SLA) и других спецификаций услуг, хранящихся в базе знаний, выполните следующие действия:
- Перейдите в Портфель услуг → Воронка услуги или Управление конфигурациями → Услуги.
- Нажмите Создать и заполните поля.
- Нажмите Сохранить или Сохранить и выйти, чтобы применить изменения.
Поля формы Услуга
| Поле | Обязательно | Описание |
|---|---|---|
| Номер | Да | Это поле заполняется автоматически и имеет формат SRVXXXXXXXXX. |
| Наименование | Да | Укажите имя для услуги. |
| Тип услуги | Да | Укажите тип услуги. Доступные опции:
|
| Модель запроса | Да/Нет | Укажите модель запроса, связанную с услугой. Поле доступно, если в поле Тип услуги выбрано Запрос. |
| Модель запроса.Категория | Нет | В поле отображено значение категории каталога, в которую включена Модель запроса. Поле доступно, если в поле Тип услуги выбрано Запрос. Поле доступно только для чтения. |
| Модель запроса.Категория.Каталог | Нет | В поле отображено значение каталога, в который включена категория модели запроса. Поле доступно, если в поле Тип услуги выбрано Запрос. Поле доступно только для чтения. |
| Тип предложения | Нет | Укажите тип сервисного предложения, которое будет предоставлено в ходе оказания услуги. Доступные опции:
|
| Основная услуга | Нет | Укажите основную услугу. Основная услуга – это самый высокий элемент в иерархии сервисов. |
| Внешняя спецификация услуги | Да/Нет | Укажите связанные с услугой статьи внешней категории, описанные в базе знаний. Для выбора доступны статьи, связанные с текущей услугой и услугой, указанной в поле Основная услуга. Поле обязательно для заполнения при переводе записи услуги в статус Активная. В этом случае необходимо указать как минимум по одной опубликованной статье следующих типов:
Доступ к этим спецификациям будет доступен пользователям на портале на странице оформления запроса, связанного с этой услугой. Если текущая услуга является основной для других услуг, эти статьи будут также доступны для просмотра при регистрации запросов, связанных с дочерними услугами. При удалении записи статьи из поля на форме статьи также очищается поле Услуга. При переводе статуса статьи в статус, отличный от Опубликована, ее запись удаляется из поля. |
| Внутренняя спецификация услуги | Да/Нет | Укажите связанные с услугой статьи внутренней категории. Для выбора доступны статьи, связанные с текущей услугой и услугой, указанной в поле Основная услуга. Поле обязательно для заполнения при переводе записи услуги в статус Активная. В этом случае необходимо указать как минимум одну опубликованную статью внутренней категории. При удалении записи статьи из поля на форме статьи также очищается поле Услуга. При переводе статуса статьи в статус, отличный от Опубликована, ее запись удаляется из поля. |
| Статус | Нет | Указывает статус услуги. Доступные опции:
|
| Поставщик услуги | Да/Нет | Укажите запись поставщика из таблицы Поставщики услуг. Выбрать можно только активную запись поставщика. Поле необязательно для заполнения только в статусе Неактивна. |
| Владелец услуги | Да | Укажите имя человека, ответственного за услугу. Указать можно только того пользователя, который работает в организации, указанной в поле Поставщик услуг. |
| Критичность для бизнеса | Да | Укажите важность услуги для бизнеса. Доступные опции:
|
| Операционный статус | Нет | Укажите доступность сервиса. Возможные опции:
|
| Описание | Нет | Добавьте описание услуги. |
На форме услуги расположены следующие связанные списки:
- Соглашения – список соглашений, связанных с данной услугой. Список доступен, если в поле Тип услуги указано Бизнес, Техническая или От внешнего поставщика.
- Запросы на обслуживание – список запросов на обслуживание, связанных с услугой. Список доступен, если в поле Тип услуги указано Бизнес, Техническая или От внешнего поставщика.
- Внешняя спецификация услуги – список статей, связанных с данной услугой, с Внешней категорией объекта.
- Внутренняя спецификация услуги – список статей, связанных с данной услугой, с Внутренней категорией объекта.
- Продукты – список продуктов, с которыми связана услуга. Продукты могут быть связаны только с Бизнес услугами. Вы можете связать продукт с услугой с помощью M2M-таблицы. Список доступен, если в поле Тип услуги указано Бизнес, Техническая или От внешнего поставщика.
- Модули продуктов – список модулей продуктов, с которыми связана услуга. Модули продуктов могут быть связаны только с Бизнес услугами. Вы можете связать модуль продукта с услугой с помощью M2M-таблицы.
- Входящая связь КЕ – список связей КЕ, в которых данная услуга является Целевой КЕ. Список доступен, если в поле Тип услуги указано Бизнес, Техническая или От внешнего поставщика.
- Исходящая связь КЕ – список связей КЕ, в которых данная услуга является Исходной КЕ. Список доступен, если в поле Тип услуги указано Бизнес, Техническая или От внешнего поставщика.
Активация существующей услуги
Чтобы сделать существующую услугу доступной для конечных пользователей, выполните следующие действия:
- Перейдите к Портфелю услуг → Воронка услуг.
- Откройте необходимую запись.
- В поле Статус выберите Активна.
- Укажите описание услуги и классификацию контента SLA в поле Спецификация услуги, если они еще не были указаны.
- Нажмите Сохранить.
Теперь услуга доступна в меню Портфель услуг → Каталог услуг.
Деактивация существующей услуги
Чтобы сделать существующую услугу недоступной для конечных пользователей, выполните следующие действия:
- Перейдите к Портфелю услуг → Каталог услуг.
- Откройте необходимую запись.
- В поле Статус выберите Неактивна.
- Нажмите Сохранить.
Теперь услуга недоступна для конечных пользователей. Она хранится в меню в Портфель услуг → Воронка услуг.
Чтобы просмотреть список всех услуг, перейдите в Управление конфигурациями → Услуги.